В школах Черновицкой области предложили ввести предмет "Основы христианской этики". Соответствующий проект был зарегистрирован депутатами областного совета от межфракционного объединения "За нравственность, духовность и христианский путь". Вокруг этого вопроса возникает много дискуссий, так как данную идею поддерживают не все родители. По мнению священника Свято-Покровской церкви Максима Злобина, христианскую этику необходимо сделать частью школьной программы, но при этом учесть потребности детей другого вероисповедания, передаёт Информ-UA.
На сегодняшний день такой предмет, как христианская этика, существует в некоторых учебных заведениях на уровне факультатива. Но, по мнению Злобина, он должен быть обязательным.
У общества будет возможность привить ребёнку духовные ценности на уровне образования. Они будут формировать его мировоззрение. Это поспособствует развитию детей как личностей, которые заботятся не только о хлебе насущном, но и о духовной сфере. В нашем обществе давно сформирована подмена понятий душевности и духовности. Мы много говорим о душевности, но мало о духовности. Наличие христианской этики в качестве факультатива – неэффективный метод. Только в 34% школ Украины преподаётся этот предмет. То есть, только 13% учеников изучают этот предмет. Если сделать его обязательным, то в стране, где около 80% христиан, дети будут понимать, что это такое,
– говорит Максим Злобин.
Преподавать этот предмет обязательно должен человек, который имеет богословское образование, говорит священник:
Многие в школах говорят, что не нужно пускать к преподаванию священнослужителей, что это могут делать, к примеру, учителя истории. Но в нашей стране есть учебные заведения, которые готовят специалистов по религиоведению. Именно они и должны преподавать христианскую этику, так как у них есть специальное образование. Этика, мораль – те принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. Об этом всём необходимо рассказывать, основываясь на двухтысячелетний опыт христианства. Это нужно нашим детям в век духовного вакуума, когда люди много говорят о проблемах, не знают выхода из ситуаций. Духовная платформа поможет в дальнейшем придерживаться моральных и этических принципов.
Злобин ожидает, что будут противники такого нововведения, с ними важен диалог:
Если кого-то из родителей будет смущать наличие рясы у человека, который будет преподавать христианскую этику, я думаю, этот вопрос можно решить. Если будет диалог, то острые углы можно сгладить. Я четвёртый год хожу в общеобразовательные школы, гимназии, центры профессионального образования, общаюсь с родителями и детьми. Я могу сказать, что они не просто готовы к этому, это то, чего многие из очень ждут. Они сами приглашают меня на уроки, так как им не хватает духовности. И в храмы к нам ходят не только люди старшего возраста, есть и молодёжь, дети. Им интересна церковная жизнь, они участвуют в хоре. Также многие молодые люди сознательно поступают в духовные учебные учреждения.
То, что часть детей и подростков апатично относятся к религии, Злобин связывает с отсутствием христианского образования в учебных заведениях и дома:
Родители, покрестив своих детей, не ведут полноценный церковный и духовный образ жизни. Часто люди тянутся к Богу, но они думают, что приведя ребёнка на крещение, каким-то неведомым образом их дети станут духовными. Этого не произойдёт, если не будет христианской жизни дома. Ребёнок может посещать храм в детстве, но в подростковом возрасте он перестаёт туда ходить, зачастую. Многие из них потом, во взрослой жизни, возвращаются к нам, когда сталкиваются с проблемами, со злостью, агрессией, непониманием. Мы хорошо в теории знаем обряды, внешнею сторону христианской жизни, но не реализуем её на практике, мы не учим этому детей. Поэтому церковь, общество и система образования должны над этим трудиться.
Что касается атеистов, то им необходимо объяснять, что религия всё равно является частью жизни, считает Злобин:
Мы живём в обществе разделённом, никакая из религий не является господствующей или государственно признанной. Поэтому будут вопросы со стороны людей, которые позиционируют себя как атеисты, так как они не верят вообще ни в какую религию. Нужно выработать чёткую позицию по поводу того, как поступать с людьми, которые не хотят чтобы их дети изучали христианскую этику. Но, с другой стороны, религия всё равно рядом с нами, мы видим на улице наличие церквей, мы говорим о религии на уроках литературы, истории. Поэтому просто закрывать глаза и говорить, что у нас этого нет, потому что мы не признаём – глупо. Дети из неверующих семей, представители других конфессий, для них всё равно не лишним будет приобщиться к христианской культуре, так как это – общее приобретение нашей страны, которое поможет быть моральной, всестороннее развитой личностью.
Дети всегда открыты к новому, поэтому с их стороны, считает священник, не должно быть сопротивления:
У детей мировосприятие совершенно другое, они воспринимают этот вопрос спокойно и с интересом. Я по своему опыту могу сказать, что они достаточно живо участвуют в обсуждении христианской жизни. Что касается детей другого вероисповедания, то здесь необходимо подумать и о наличии отдельных предметов для них, чтобы каждый мог изучать свою веру. Без духовности общество потеряет своё будущее. Если вспомнить историю, то именно вера была созидательной силой нашего народа.
]]>