Имя Николая Шматько, украинского скульптора, который буквально оживляет мрамор, намного более известно за границей, нежели в родной стране, которую несмотря ни на что, он любит всем сердцем. Ценители искусства в Париже, Флоренции и других городах мира, где он выставлял свои работы, его называют «Королём мрамора» и сравнивают с величайшими скульпторами всех времён. О том, как живёт сегодня непризнанный на родине гений, рассказывает Информ-UA.
В арт-галерее Шматько и сыновей, которая расположена последние 7 лет в подвале школы в Переяслове побывали многие значимые политики, бизнесмены, представители шоу-бизнеса. В "подвальную" импровизированную галерею стремятся попасть люди со всего мира, но ужасаются условиями, в которых хранятся работы скульптора. Они не понимают, почему талантливый автор до преклонных лет вынужден с семьёй жить в нечеловеческих условиях, почему для его работ не нашлось места в Украине, и почему он до сих пор не покинул страну, которой оказался не нужен.
Ответ на этот вопрос предельно прост, но тем он и непонятен иностранцам: он патриот своей страны. Не на словах – на деле. Не раз за работы Шматько предлагали баснословные деньги, но он всегда отказывал зарубежным потенциальным покупателям, говоря, что его работы – это достояние Украины.
В итоге сегодня 76-летний скульптор вынужден просить помощи у небезразличных людей, потому что у него нет денег на проведение необходимой диагностики и лечения онкологического заболевания. Он впервые выставил одну из своих работ – «Святогорскую Богородицу» из коелгинского белого мрамора – на продажу. Об этом сообщил его сын Рафаэль.
Сам скульптор на своей странице в «Фейсбук» признался, что «находится на грани». Он хочет жить и творить, как это было всегда, и надеется, что благодаря небезразличным землякам ещё сможет создать не один шедевр.
Надо отметить, что в галерее Николая Шматько множество работ. Среди них – разножанровые картины и скульптуры. Здесь много обнажённой натуры, библейские сюжеты и бюсты самых значимых в современной геополитике людей.
Самая большая боль Николая Шматько состоит в том, что его работы не могут видеть люди, подвал – не место для подобной галереи. Совершенно непонятно, почему так происходит, что в Украине, где со всех телеэкранов слышится, что в стране необходимо поддерживать таланты, развивать туризм, прославлять страну, много лет живёт настоящий самородок и максимум, что он имеет – это тёмный, не отапливаемый подвал, непригодный для жизни и безразличие к его судьбе и работам.
Почему мы перестали видеть и восхищаться прекрасным. Упадок морали, безвкусица, обнищание вкусов или веяние времени? Мы восхищаемся в арт-галереях нашей страны откровенным непотребством в виде различных инсталляций из совершенно неприемлемых для морали материалов. Даже если допустить, что в современном мире они имеют место быть, они недолговечны. Есть приходящее и вечное. Так вот работы Шматько – это на века.
Очень бы хотелось, чтобы «Король мрамора» увидел при жизни открытие собственной галереи, но пока надо спасать его, пока не поздно.
Надо отметить, что Шматько за годы своей работы множество раз обращался к президентам нашей страны, в Минкульт с просьбой о выделении помещения под галерею. В ответ была масса отписок или, в лучшем случае, – пустых обещаний. Построить галерею самостоятельно семья не в силах, так как огромные деньги идут на приобретение мрамора, оплату коммунальных услуг и другое. Семья никогда не шиковала. Но Шматько всегда находил возможность увидеть мир и показать свои работы. Когда ему было уже за 70, он с сыном Рафаэлем, которому, к слову, передал своё мастерство, на велосипедах объехал практически всю Европу.
Ранее он участвовал в нескольких биеннале, его работы видели жители США, Канады, Италии, Монако. Везде Николая Шматько и его работы принимали с восторгом. Его одаривали аплодисментами, комплиментами, его заворожено слушали и писали об украинском скульпторе в самых известных таблоидах. После получения высочайших оценок своего творчества и наград, он всегда возвращался в свою любимую Украину, но ненавистный сырой подвал забрал здоровье у него и его супруги Раисы. Он же скрывал и продолжает скрывать его работы от людей.
К слову, в жизни скульптора было множество мистических событий. Оживлять мрамор он начал только в 33 года. В 1996 году он специально ездил во Францию, где встретился с известной французской натурщицей, галеристкой, искусствоведом Диной Верни. Именно она предрекла Шматько большое будущее. Она же дала совет «не рассеивать свои произведения по свету». Он остался верен данному ей обещанию, создав без малейшей поддержки от государства и спонсоров более 750 барельефов, скульптур, бюстов, в том числе из уральского и итальянского мрамора. Кроме этого, в подвальной галерее мастера хранятся около полутысячи картин, написанных в разные годы.
Богатейшие знания мирового искусства, опыт путешествий, свою философию жизни, мастерство работы с мрамором – всё это мэтр живописи и скульптуры Шматько мог бы передать людям, помимо своих работ. Он – кладезь мудрости, но, увы, в последнее время все больше задумывается о бренности бытия, несправедливости и о том, что, вероятно, зря столько лет ждал признания на родине.
И все же он верит, что ещё сможет творить. К сожалению, бороться в одиночку с болезнью оказалось значительно сложнее, нежели с остальными трудностями. Поэтому, как никогда ранее, Николаю Шматько необходима помощь. Его жизнь сегодня зависит от того, не очерствели ли окончательно наши души.
Остальные вопросы – к нашей власти, кричащей на всех каналах о том, что необходимо поднимать культуру и привлекать туристов, при этом допуская, чтобы реальные произведения и уже известный во всем мире художник прозябал в ужасных условиях.
]]>